Анализ стресс-факторов у обучающихся медицинского вуза с позиций международной классификации функционирования и применение «Общеукрепляющего» фитосбора для их психокоррекции
https://doi.org/10.36305/0513-1634-2021-140-95-102
Аннотация
Проведено анкетирование обучающихся медицинского вуза (20 человек, 45% работали с больными коронавирусной инфекцией). Изучались стресс-факторы и психологическая эффективность курсового приема фитосбора «Общеукрепляющий» (трава душицы обыкновенной, трава чабреца, лист ежевики, лист эхинацеи). Срок приема - 20 дней. Наличные стресс-факторы оценивали разработанной анкетой, в которой шкалирование произведено в парадигме Международной классификации функционирования. Психологическое состояние до и после приема фитосбора оценивали методиками «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Шкала проявлений тревоги Тейлора», «Эмоциональное выгорание» В. Бойко. наиболее значимые проблемы респондентам создают длительные и интенсивные психоэмоциональные нагрузки, нарушения режима труда и отдыха. После приема фитосбора увеличиваются ресурсы психические ресурсы, снижается тревожность и депрессивность. Испытуемые начинают стравляться со стрессом продуктивно, а не эмоционально реагируя. Уменьшаются эмоциональный дефицит, экономия психических ресурсов, неадекватное реагирование на неблагоприятные факторы, что свидетельствует об общеукрепляющем действии фитосбора «Общеукрепляющий» не только на организм в целом, но и на психические процессы.
Об авторах
Павел Евгеньевич ГригорьевРоссия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Виктория Валерия Владимировна Наговска
Россия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Фархад Маисович Меликов
Россия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Валентина Валериевна Тонковцева
Россия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Елена Александровна Мирошниченко
Россия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Елена-Елизавета Владимировна Наговская
Россия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Александр Михайлович Ярош
Россия
298648, Республика Крым, г. Ялта, пгт Никита, Никитский спуск, 52
Список литературы
1. Бойко В.В. Психоэнергетика. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
2. Божко С.А., Тювина Н.А. Опыт применения нелекарственных методов (психотерапии, фитотерапии и рефлексотерапии) при лечении неврастении // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2014. - № 2. - С. 19-24.
3. Глазачев О.С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий // Вестник «Социально-экологическиетехнологии». - 2011. - № 1. - С. 63-78.
4. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). - 2011. - Специальный выпуск. - С. 26-45.
5. Колокольцев М.М., Лебединский В.Ю., Изатулин В.Г. Заболеваемость студентов технического вуза по результатам углубленного медицинского осмотра // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2016. - № 3. - С. 65-69.
6. Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (адаптированный вариант Т.А. Крюковой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Издание 2-е дополненное и переработанное. - Москва: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. - С. 535-537
7. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 167 с.
8. Студеникин С.И. Образовательный процесс и индивидуальное здоровье обучающихся // On line scientific & educational Bulletin “Health and Education Millennium”. - 2018. - Vol. 20, No 12. DOI: 10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-12-63-69
9. Унароков Ш.О., Апатенко Н.А. ЗОЖ в разных странах (глазами студенческой молодежи медицинского вуза) // Смоленский медицинский альманах. - 2019. - № 1. - С. 276-280.
10. Gil-Calderón J., Alonso-Molero J., Dierssen-Sotos T., Bsc I., Llorca J. Burnout syndrome in Spanish medical students // BMC Medical Education. - 2021. - Vol. 21. - P. 231 DOI: 10.1186/s12909-021-02661-4
11. Khablova A., Bondar’ G., Kiku P., Tumanova N., Rasskazova V., Sukhova A. Assessment of the health of medical students // Health Care of the Russian Federation. - 2020. - Vol. 64. - P. 132-138. DOI: 10.46563/0044-197X-2020-64-3-132-138
12. Kuznetsov V., Kosilov K., Kostina E., Karashchuk E., Fedorishcheva E., Barabash O. Cognitive status and health-related quality of life for medical students // Research and Practical Medicine Journal. - 2021. - Vol. 8. - P. 85-96. DOI: 10.17709/2409-2231-2021-8-1-9
13. Nechita F., Nechita D., Pirlog M.C., Rogoveanu I. Stress in medical students // Romanian journal of morphology and embryology Revue roumaine de morphologie et embryologie. - 2014. - Vol. 55 (Suppl-3). - P. 1263-1266
14. Sadiq S., Majeed I., Khawar F. Medical Student Syndrome; The Affliction in Medical Students // Pak ArmedForcesMed J. - 2018. - Vol. 68 (2). - P. 389-993.
15. Sullivan S.S., Cao M.T. Sleep and Health: Medical Students’ Perspectives and Lessons Learned // Acad Psychiatry. - 2017. - Vol. 41. - P. 679-681. DOI: 10.1007/s40596-017-0802-5
16. Taylor Janet. "A personality scale of manifest anxiety" // The Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1953. - Vol. 48 (2). - P. 285-290. DOI: 10.1037/h0056264
17. Thun-Hohenstein L., Höbinger-Ablasser C., Geyerhofer S., Lampert K., Schreuer M., Fritz C. Burnout in medical students. neuropsychiatrie. - 2020. - Vol. 35. - P. 1-11. DOI: 10.1007/s40211-020-00359-5
18. West C.P., Dyrbye L.N., Erwin P.J., Shanafelt T.D. Interventions to prevent and reduce physician burnout: a systematic review and meta-analysis // Lancet. - 2016. - Vol. 388 (10057). - P. 2272-2281.
19. [Электронный ресурс] - URL: http://who-fic.ru/icf/
Рецензия
Для цитирования:
Григорьев П.Е., Наговска В.В., Меликов Ф.М., Тонковцева В.В., Мирошниченко Е.А., Наговская Е.В., Ярош А.М. Анализ стресс-факторов у обучающихся медицинского вуза с позиций международной классификации функционирования и применение «Общеукрепляющего» фитосбора для их психокоррекции. Бюллетень Государственного Никитского ботанического сада. 2021;(140):95-102. https://doi.org/10.36305/0513-1634-2021-140-95-102
For citation:
Grigoriev P.E., Nagovskaya V.V., Melikov F.M., Tonkovtseva V.V., Miroshnichenko E.A., Nagovskaya E.V., Yarosh A.M. Analysis of stress factors in medical university students based on the international classification of functioning and the use of “Restorative” herbal blend for their psychocorrection. Bulletin of the State Nikitsky Botanical Gardens. 2021;(140):95-102. (In Russ.) https://doi.org/10.36305/0513-1634-2021-140-95-102